Русский язык как фактор национальной безопасности
28-06-2019
Интервью филолога-языковеда Василия Ирзабекова
В апреле по приглашению администрации Лангепаса наш город посетил директор Православного центра во имя св. Луки (Войно-Ясенецкого), филолог-языковед, писатель Василий Ирзабеков. Он прочитал для лангепасцев, в том числе для молодежи, цикл обзорных лекций по темам: «Сквернословие и инфернальная лексика», «Русский язык как фактор национальной безопасности», «Толерантность и гармонизация межнациональных отношений».

Выступления известного языковеда нашли широкий отклик у слушателей и вызвали огромный неподдельный интерес, поскольку в своих лекциях Василий Ирзабеков поднимает проблему сохранения русского языка, которая напрямую связана с национальной идентичностью нашего народа.

Мы побеседовали с Василием Давыдовичем.

- Василий Давыдович, что Вы хотите донести до ваших слушателей на таких встречах?

- Моя главная задача состоит в том, чтобы призвать людей беречь свой родной язык. А беречь можно и нужно драгоценность, национальное достояние. Ведь русский язык – это наше национальное достояние и величайшая драгоценность нашего народа. Поэтому стараюсь показать всю его красоту, уникальность и бесценность.

Если мы обратимся к Евангелию, то прочитаем в нем удивительные слова Христа: «А где будет богатство ваше, там и будет сердце ваше». Язык – богатство народа, а значит, и его сердце. Ощутив это богатство, человек и захочет его сохранять и оберегать.

- Насколько важно духовное просвещение для нашей страны?

- Духовное просвещение важно в принципе. А для нашей страны оно архиважно! По той причине, что у нас за плечами печальная и трагическая история. Ведь более семи десятков лет у нас насаждались атеизм, безбожие, безверие. Религия и вера в Бога были под запретом. Проводники духовности – традиционные конфессии - претерпевали гонения. Священнослужители по большей части были истреблены. «Чем больше этой публики уничтожено, тем лучше», - сказал когда-то Владимир Ленин. Эти слова очень страшны! Поэтому задача сегодняшнего дня - восполнить эти пробелы.

- Как Вы сами пришли к Богу, к пониманию того, что вера важна для человека?

- Я родился и вырос в Советском Союзе. Советский период в истории нашей страны – время парадоксальное. В чем парадокс? С одной стороны, по сути, оно было безбожным. С другой, абсолютное большинство людей воспитывалось в благочестии.

Когда отмечали второе крещение Руси, и народ опять вернулся в храмы, в них в основном пришли люди, рожденные и воспитанные во времена СССР.

В прошлом сам я комсомолец, бывший секретарь вузовского комитета комсомола. По происхождению азербайджанец. В свое время я задумался: почему многие советские люди все же обратились к Богу? Да потому что нас подготовили к тому, чтобы мы приняли Христа. Кто подготовил? Прежде всего, наши предки. Меня, например, воспитывала бабушка-учительница. И это была та бабушка - в том смысле, в котором мы все понимаем и представляем, когда произносим слово «бабушка». А нынешних бабушек, к сожалению, необходимо самих просвещать.

- Как вы считаете, что составляет сейчас угрозу для русского языка?

- Угрозу составляют некоторые русские писатели, они язык так портят, что просто страшно становится при мысли, что оставим в наследство нашим детям. А русский язык творили святые, и слова русские свидетельствуют о Боге. Вы не замечали, что все слова в русском имеют бытовой и небесный подтекст? Нет вещи насущной, чтобы она не была связана с верой. Стол - вещь насущная, но связана тесно с верой - Престол. Кто может положить ноги на стол, для того и Престол не Престол. Он и туда ноги положил бы… А у некоторых иностранцев есть отвратительная привычка класть ноги на стол… Во всех языках есть слово столица, но только в русском столица имеет значение и небесное - это Первопрестольная. Русский язык вырос из православия и в нем живет само православие, и когда оно истребляется из языка, это страшно. Тем более, если это делают писатели, которые по своему призванию должны язык приумножать, но пусть не приумножать - хотя бы не истреблять его.

- Может, мы плохо изучаем русский язык?

- Русский надо не изучать, а любить. Мы часто говорим: я его люблю, или ее люблю, но часто это не любовь. Вот с годами понимаешь, что любовь проявляется только в том случае, если бережешь того, кого любишь. Так и с языком, и с Родиной, и с человеком. А не бережем, потому что думаем, что все будет вечно.

Вера русская православная - она многонациональная, многие иностранцы приходят к вере благодаря изучению русского языка. Даль был немцем, всю жизнь занимался составлением словарей. Русский язык стал для него как родной, и умер он как русский человек. За несколько лет до смерти принял Православную веру.

- Ваша позиция в отношении сквернословия, которое сегодня, к сожалению, стало нормой?

- Вновь обращусь к Евангелию. Христос говорит: «От слов своих оправдайся и от слов своих осудитесь». Надо понимать, что на Суде, который ждет всех нас, чуть ли не решающую роль играют именно слова, которые были сказаны каждым из нас при жизни. Поэтому не зря наши предки говорили: «Молчание - золото».

- Сегодняшняя молодежь в социальных сетях, мягко говоря, фривольно обращается с русским языком, часто заменяя его словечками, заимствованными из иностранных языков, искаженными русскими словами или и вовсе придуманными. Как Вы, как языковед, как человек воцерковленный, духовно развитый, к этому относитесь?

- У нас замечательная молодежь! Это мое твердое убеждение. Я не раз в этом убеждался на встречах в образовательных учреждениях. Каждая такая встреча проходит очень оживленно. Видно, что ребята проявляют интерес к нашему диалогу, и когда он подходит к концу, нам всегда не хочется расставаться.

Знаете, они гораздо лучше нас, старшего поколения. Почему? Да все потому, что в пору моей юности, молодости нас, представителей старших поколений, охраняли семья, искусство, та же цензура. Поэтому все было достаточно целомудренно и нравственно. Сегодня же, в век вседозволенности и гиперосведомленности, очень тяжело оставаться нормальным человек. Согласитесь, один Интернет чего стоит! А они, сегодняшние, умудряются сохранять чистоту. Это Чудо, Божье Чудо.

Ведь что происходит? Современные молодые юноши и девушки, подростки, дети ведут себя точно так же, как ведем себя мы, взрослые. Они полностью копируют нас. И сокращение, и коверканье, и замена русских слов на иностранные или придуманные - это они, глядя на нас, повторяют то, что мы делаем и произносим.

У меня часто спрашивают, что нужно сделать, чтобы дети начали читать? Я отвечаю: читать самим и читать детям. Еще один часто задаваемый вопрос: что нужно делать, чтобы дети не сквернословили? - Не сквернословить самим. Моя позиция однозначная – прежде чем воспитывать детей, воспитайте самих себя!
У нас замечательная молодежь! Это мое твердое убеждение
- То есть, каждый из нас должен уяснить, что работа над собой – прежде всего?

- Безусловно. Занимаясь своей работой, я сделал для себя вывод: Христос пришел в мир не для того, чтобы его изменить. Он пришел, чтобы изменились я, вы, они! То есть Он пришел для того, чтобы изменился Человек. Ведь что получается: как только я немного меняюсь - меняется мир вокруг меня. Но процесс по изменению себя очень долгий и мучительный.

В основе русского слова «подвиг» лежит понятие «двигать». Это означает, что для того, чтобы что-то совершить хорошее, необходимо заставить двигаться именно себя, а это очень сложно. И история не раз уже доказывала, что когда человечество пытается изменить не себя, а мир вокруг, то есть подстроить его под себя, все эти попытки заканчиваются кровопролитием и концлагерем. Так что начинать надо всегда с только с себя.

- Благодарим Вас за обстоятельный разговор.

Беседу вели Елена ТАРАСОВА и Ирина СЕЛИВЕРСТОВА
Больше материалов