Самый близкий к народу институт власти. Интервью

Двадцать первого апреля в России отмечают День местного самоуправления — профессиональный праздник сотрудников муниципалитетов. Дата выбрана исторически и приурочена к изданию в апреле 1785 года Екатериной Второй Жалованной грамоты городам.

Сегодня местное самоуправление является действенным инструментом решения, как местных, так и общегосударственных задач. Эффективность органов местной власти во многом зависит от тесного взаимодействия со структурами государственной власти, политическими партиями, объединениями граждан, общественными организациями.

Накануне праздника мы побеседовали с начальником правового управления администрации Лангепаса Александром ХАНДАКОВЫМ о становлении и развитии современного местного самоуправления, о дне сегодняшнем и о перспективах самого близкого к народу института власти.

– Александр Александрович, с чего началась новейшая история местного самоуправления в России?

– Новейшая история местного самоуправления началась с принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году. В ней, в статье 12, было определено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Конституцией было закреплено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Закрепление самостоятельности органов местного самоуправления дало начало развитию местного самоуправления как института власти на местах.

– С чем было вызвано появление Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»?

– Появление 131-го Федерального закона явилось следствием преобразований, происходящих в государстве после объявления независимости. Шла переоценка деятельности ранее действовавшей командно-административной системы, которая была унитарной системой управления и принимала решения через призму установок партийного аппарата. Местные интересы зачастую не учитывались, развитие территорий было обусловлено общегосударственными целями, без оглядки на потребности населения.

– Что в настоящее время входит в структуру органов местного самоуправления?

– В настоящее время структура органов местного самоуправления Лангепаса состоит из:
– представительного органа местного самоуправления — Думы города;
– высшего должностного лица муниципального образования — главы города;
– исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления — администрации города;
– постоянно действующего органа внешнего муниципального финансового контроля — контрольно-счетного органа Лангепаса.
Каждый из этих органов наделен собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.

– Как осуществляется распределение полномочий между городской, окружной, государственной властью? Какие именно вопросы находятся в ведении городской администрации?

– Распределение полномочий определено действующим законодательством. Если говорить просто, перед государством стоят задачи общегосударственного масштаба — внешняя политика, оборона, законодательство, космос и многое другое.

В зону ответственности окружной власти входит регулирование жизнедеятельности в автономном округе (это 22 территории), решаются вопросы социальной защиты, здравоохранения и т.д.

Жизнедеятельность муниципалитета находится в ведении городской администрации, поэтому она и называется исполнительно-распорядительным органом. Полномочия по решению вопросов закреплены в упомянутом выше 131-м Федеральном законе и Уставе города. Сейчас к полномочиям органов местного самоуправления прямо отнесено решение 45 вопросов местного значения. А в Уставе города закреплено около 200 полномочий администрации города по их реализации. Они делятся на группы: полномочия в области финансов и экономики; в области сельского хозяйства, использования земли, водных объектов, охраны природы, недропользования, благоустройства территории; в области строительства, транспорта, жилищного хозяйства, коммунально-бытового обслуживания населения; в области образования, культуры, охраны здоровья, физической культуры и спорта, защиты прав потребителей, содействия занятости населения; в области охраны общественного порядка, безопасности и гражданской обороны.

– Можно ли говорить о том, что местное самоуправление — это развивающаяся система?

– Безусловно. Ведь местное самоуправление неразрывно связано с процессами, происходящими в обществе. А что такое общество? Это мы с вами, наши потребности, запросы, проблемы, которые возникают ежедневно. Решение их и является основной задачей органов местного самоуправления. Конечно, нужно понимать, что решение возможно только определенных законом рамках. Как бы мы не хотели, но у органов местного самоуправления отсутствует возможность помочь в решении наших индивидуальных проблем: бытовых, личных, семейных. Речь идет о решении вопросов местного сообщества, города и его населения.

Развитие местного самоуправления — непрекращающийся процесс. С момента принятия 131-го Федерального закона него было внесено множество изменений и поправок, все это говорит о том, что развитие не прекращается.

Больше того, в рамках реализации дополнений в Конституцию России 2020 года в настоящее время обсуждается проект Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».

– Поговорим о кадровом составе. Приходят ли на муниципальную службу молодые специалисты?

– Несмотря на бытующее мнение о том, что все чаяния современных молодых людей устремлены в сферу бизнеса и больших денег, мы отмечаем, что молодые специалисты в систему органов местного самоуправления приходят. С ними интересно работать, передавать им опыт и получать актуальные компетенции от них. В администрации Лангепаса часто проходят практику студенты различных учебных заведений, и не только находящихся в городе или округе. В частности, в правовом управлении ежегодно стажируются один-два студента.
Глава города Сергей Викторович Горобченко уделяет этому вопросу серьезное внимание. Как говорится, — кадры решают всё.

– Успешная деятельность местного самоуправления — не только хорошая работа представительного и исполнительного органов власти. Большую роль играет поддержка и активность населения?

– Вы абсолютно правы. Местное самоуправление предполагает это в своем названии. Действующим законодательством, помимо известной всем формы – выборы, предусмотрены и другие формы: публичные слушания и обсуждения, территориальное самоуправление, инициативное бюджетирование, общественный контроль. Все это применяется и в Лангепасе. У нас создан ТОС, благодаря инициативным гражданам строятся спортивные площадки во дворах города, работает ряд общественных советов.

– Какими Вы видите перспективы развития местного самоуправления?

– Еще большая вовлеченность населения в местное самоуправление. Считаю, что только совместная деятельность местной власти и населения муниципалитета приведет к процветанию Лангепаса, Югры и России в целом.

Поздравляю коллег, ветеранов муниципальной службы с профессиональным праздником — Днем местного самоуправления!

– Благодарю за обстоятельный разговор.

Беседу вела Елена НИКОЛАЕВА