Издание Ugra-News поговорило о федеральном проекте “Формирование комфортной городской среды”, реализуемом по решению президента Российской Федерации, с главным архитектором Югры, директор окружного департамента пространственного развития и архитектуры Викторией Семеновой.
— Какое количество объектов и территорий реализовано в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» в Югре?
— Федеральный проект стартовал пять лет назад. В нем участвуют 1 117 городов 82 регионов России, это показывает большой интерес и вовлеченность регионов. В сентябре 2023 года в Югре проходил международный форум «Север – Юг: комфортная среда», посвященный индексу качества городской среды. Три дня на форуме в Ханты-Мансийске более 860 представителей 45 регионов страны обменивались практиками, обсуждали возможные инструменты эффективного повышения процента городов с благоприятной средой в регионах. Индекс качества городской среды — это основной инструмент улучшения жизни в городах, важные показатели работы команд, ориентир для нас, исполнительных органов, муниципалитетов, правительств регионов и федерального центра, президента Российской Федерации.
Одним из основных итогов форума стал обмен идеями и практическим опытом на местах — муниципалитеты представляли свои лучшие практики и делились ими в свободном формате: я сделал это хорошо, давайте расскажу, как и вы можете сделать так же. Мы до сих пор получаем положительные отклики об этой площадке, запросы снова собраться в Югре. Стране у нас понравилось. Было много молодежи и студентов, исполнительные органы, муниципальные и команды регионов, бизнес, граждане — все те, кто неравнодушен к развитию городов, занимается урбанистикой, градостроительством и архитектурой. К нам стали тянуться. Это прекрасная история формирования большой команды страны (чиновники всех уровней — бизнес — граждане), эффективное формирование бюджета, потому что появляется база реализованных качественных проектов, возможность обосновывать и внедрять лучшие практики страны в своих регионах.
Самое важное — это вовлеченность жителей, главный в проекте — каждый из нас, житель конкретного населенного пункта, который может повлиять на то, что у него будет строиться около дома, какой сквер, парк, площадка будут находиться в пешей доступности, где будут гулять его родители и дети, каким образом будет проходить его жизнь вне стен квартиры. Ведь основную массу времени мы проводим на работе, до и после передвигаемся по городу, который становится огромной открытой территорией общения, ведь домой мы чаще всего приходим только переночевать, к счастью или к сожалению. И этот масштабный проект, который пять лет назад успешно стартовал, принес в наш регион 302 новые благоустроенные территории.
Ежегодно жители страны принимают участие во всероссийском голосовании за объекты благоустройства. Если говорить о динамике голосования в Югре, считаю, что она низкая. Мы находимся в «зеленой зоне», и югорские жители год за годом проявляют все большую активность, однако предлагаю югорчанам быть неравнодушными, каждому в разы повысить свой интерес к развитию территорий своих городов. В прошлом году в нашем регионе за объекты благоустройства проголосовали 117 тысяч человек. Плановый показатель был 115, но ведь голосуют люди с 14 лет, и хочется, чтобы они строили свое завтра именно здесь, в нашем прекрасном регионе, активно участвовали в его развитии.
— Каковы, на ваш взгляд, основные результаты проекта? Мы услышали цифру — 302 объекта. А какие еще бонусы мы получили за эти пять лет?
— Создание благоустроенного пространства — это не просто скамья, урна, качели, хорошее мощение тротуарной плиткой или гранитом. Это целый пласт преференций, которые прямо и косвенно получает населенный пункт. Создавая городские пространства, мы создаем определенный образ жизни, привлекаем креативных людей, небезразличных к городу. Они, в свою очередь, собирают и формируют целые команды горожан, придумывают и реализуют городские активности. Именно жители формируют идентичность среды, знают, как и где локально создать лучшие востребованные городские пространства, создают югорскую привлекательность мест, привлекают гостей и показывают Югру. И самое главное, в обсуждениях, диалогах о развитии всех городских пространств они начинают задумываться — кто, как и зачем: как будет ходить женщина с коляской, куда побежит ребенок, где он оставит свой скейт, велосипед. Люди стали думать о функциях, о развитии, о целостности. И конечно, благодаря благоустройству появляется малый бизнес – пирожки, кофе, сувенирная продукция. Рождается целый пласт населения, настроенного к гармоничному будущему. Благодаря пяти годам федерального проекта, повышенного внимания к развитию территорий, мы от количества переходим к качеству.
— Если говорить про этот год, сколько проектов из каких муниципалитетов примут участие в голосовании?
— Если говорить о деньгах — с начала реализации проекта это 5,5 миллиарда рублей в общей совокупности федерального, регионального и муниципального бюджетов, или 497 гектаров благоустроенной площади в нашем регионе. В прошлом году во всероссийском голосовании за объекты участвовали 48 югорских территорий, в этом — 40 из 16 муниципалитетов. Для территорий, которые выиграют, в государственной программе будет запланировано финансирование из федерального, регионального и муниципального бюджетов. Они будут реализованы в следующем году.
Раньше мы говорили только о реализации проектов-победителей, в прошлом году наш губернатор, Наталья Владимировна Комарова, поставила задачу формирования адресного перечня и обеспечения реализации проектов благоустройства, занявших вторые-третьи рейтинговые места при голосовании югорчан. Уже сейчас озвученная практика воплощается, и в этом году муниципальные образования заключают контракты на объекты, за которые голосовали в 2023-м.
— Участвуют не все муниципалитеты, а вот жители из одного города могут голосовать за проекты другого?
— Могут, если они зарегистрированы там и постоянно прописаны. Этим очень удобно онлайн-голосование на платформе https://za-gorodsreda.ru, таким образом можно, работая в одном городе или регионе, голосовать за объекты другого, где прописан.
— Какие есть топовые проекты благоустройства, есть ли у Югры лучшие практики?
— В рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» ежегодно проводится Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. За пять лет в нашем регионе реализованы восемь таких проектов. В прошлом году — парк «Картопья» в Советском – как раз хороший пример перехода к качеству, о котором я говорила ранее, когда заброшенный лес у озера превратился в востребованное жителями место городской активности. Озеро почистили, лес привели в порядок, привлекли малый бизнес. Итог — новая жизнь населенного пункта. Необходимо учитывать все нюансы — до важных обыденных: людям надо где-то помыть руки, сходить в туалет, безопасно дойти до парка, припарковать машину и так далее. Проект под пристальным вниманием и будет еще улучшаться по мере выявления недочетов. Да и в целом, любой проект, как правило, имеет продолжение — в идеале создание единого каркаса благоустроенных пространств пешей доступности в городе.
Мы уделяем этому вопросу большое внимание. Проекты благоустройства, которые регион заявляет на федеральный конкурс, проходят обсуждение на рабочей группе градостроительного совета региона, корректируются в случае необходимости, далее муниципальные образования защищают свои проекты на межведомственной комиссии по обеспечению реализации регионального проекта «Формирование комфортной городской среды». В этом году реализуется проект – победитель 2023 года в Лангепасе.
Вообще, если задуматься глобально, представьте, насколько благодаря пяти годам реализации федерального проекта мы, жители страны, изменили облик городов! Однако работы еще много. Больше всего визуального шума создает «торговый уровень зданий» — уровень до второго этажа, который попадает в поле зрения человека при пешеходном движении. Приведение в порядок информационных конструкций и входных групп достаточно серьезно гармонизирует среду и делает города визуально чище, уютнее, привлекательнее. В этой связи департаментом разработаны типовые правила благоустройства, рекомендованные для муниципальных образований, идет работа по дополнению и югорского стандарта. Уверена, что эту задачу мы решим. Прекрасный пример: Югра — чистый регион, практически все гости из других регионов первым задают вопрос о том, как мы этого достигли. Есть поговорка: чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Поэтому избавиться от визуального шума и мусора рекламы и информации мы тоже сможем.
Что касается проектов благоустройства, дизайна городской среды, то очень хочется добавить средовой идентичности. В общей системе ценностей человека, живущего в Сибири, тем более в таком замечательном округе, как Югра, богатом ремесленниками и мастерами, наследием коренных народов, появление уникальных средовых объектов, объектов монументального искусства, инфографики городской среды очень важно и нужно. Необходимо сконцентрироваться на продвижении вопросов идентичности, внедрении в городскую среду уникальных дизайн-кодов Югры.
— Тогда у меня к вам вопрос как к архитектору, художнику, дизайнеру — человеку, который понимает красоту. Как, на ваш взгляд, должны выглядеть югорские города, нужно ли привносить этническую составляющую в архитектуру, например?
— Почти все предметы, которые нас окружают, изначально созданы архитекторами и дизайнерами. От идеи до реализации процессы создания продукта однотипные. Однако создание комфортных, безопасных и удобных предметов и пространств — это эргономика, отдельная наука, которую преподавали в советское время. Мы не сможем достигнуть комфорта и «благо» «устройства», даже если поставим неправильной высоты стол по отношению к стулу: будем быстро уставать и непродуктивно работать. Если ребенка посадить за такой стол со стулом, он может надолго угодить в больницу лечить опорно-двигательный аппарат. Неправильный свет даст свои негативные последствия для зрения и так далее. Аналогично и с городской средой. У каждого объекта в доме должна быть своя функция, у пространства — назначение. Так и в городе: нельзя бездумно натыкать всего, что в голову пришло, потому что «хочу» или «хочу рядом с домом».
Обязательно надо думать об эргономике и идентичности. Югра богата людьми, тайгой, кедрами, реками и озерами, полезными ископаемыми и даже белками. Великое культурное наследие коренных народов, которое нельзя не использовать в среде. Удивительные уникальные вещи в музеях, однако в среде и в архитектуре максимум идей крутится вокруг чума. Если поставить чумы на объектах благоустройства везде, во всем округе – это как минимум будет странно. Поэтому во всем хорош смысл и мера, сочетание эргономики с творческим полетом мысли и, конечно, идентичность — здорово, когда каждый населенный пункт региона архитектурно отличается, внедряет свои культурные, эстетические коды в среду.
— Вы сказали, что объекты, которые победят в этом году, будут благоустраивать в следующем. Значит, в этом году будут воплощать объекты — победители прошлого года? Сколько таковых?
— По госпрограмме департамента в этом году мы субсидируем 67 объектов благоустройства. То есть столько территорий точно будут благоустроены, однако эта цифра в итоге будет больше — в нее не входят проекты инициативного бюджетирования, которыми активно занимается Фонд гражданских инициатив, плюс объекты по программе благоустройства партии «Единая Россия», сопровождаемые депутатами, и объекты, реализуемые за счет средств инвесторов. Надеемся, что на общественную приемку 67 территорий мы выйдем в сентябре, чтобы жители успели воспользоваться новыми объектами до наступления зимнего периода. Регион плотно над этим работает.
— Как вы считаете, когда жители видят, как меняется окружающая среда, подстегивает ли это к тому, чтобы участвовать в голосовании?
— Самое страшное — это безразличие — в любом направлении жизни и деятельности, и в развитии городской среды тоже. Заинтересовать и привлечь к голосованию соседей, родственников и друзей в полной мере могут только сами жители. От человека к человеку — это совсем другая коммуникация. Например, на голосовании представлена какая-либо территория и потенциально городские власти хотели сделать ее спортивной, а жители говорят: нет, нам здесь необходима территория с культурно-досуговым назначением, или мы хотим здесь сцену и стихи читать, или чтобы здесь могли выступать музыканты или дети в классики играть. Именно жители влияют на то, какая функция будет у пространства. Сегодня мы не просто строим парки и скверы.
Через пять лет реализации федерального проекта можно открыто заявить: проект активно живет и развивается, собрал и от года к году собирает все большую армию поклонников во всей стране. «Я хочу жить в этом городе» — это главное, чего мы хотим добиться. А если здесь хотят жить, значит будут за этим местом ухаживать, любить и стараться сделать лучше, чем у соседей, приглашать гостей и демонстрировать достижения. Как показывает практика — ведь «аппетит приходит во время еды», — у жителей все чаще и больше появляется желание участвовать в жизни города, создавать и созидать, интересоваться примерами других регионов и предлагать своим городам меняться к лучшему. И если армия горожан — поклонников федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» постоянно растет, у нас есть возможность сделать еще много лучших пространств, ведь наш президент продлил программу до 2030 года. Города меняются для нас — это и есть основной стимул всероссийского голосования за объекты благоустройства.
123 Кб