Бюджет — основа жизни города. От того, какой он, успешно или не очень решаются текущие задачи городской жизни, определяется судьба дальнейшего развития муниципального образования. Именно поэтому формирование и исполнение бюджета — определяющее направление деятельности органов местного самоуправления. О том, какие параметры заложены в финансовый документ города на следующий год, — в интервью Лилии Дороховой, заместителя главы Лангепаса, директора департамента финансов

— Лилия Федоровна, что нам ждать от бюджета будущего года, какой будет бюджетная политика?
— Вы правы, от бюджетной политики зависит сама жизнь муниципального образования. Бюджет — это основа. Верстается он на следующий за отчетным год и последующий плановый двухлетний период. В нашем разговоре мы будет говорить больше о бюджете 2025 года.
Главной целью нашей бюджетной политики по-прежнему остается повышение качества жизни населения. Поэтому финансовая политика муниципального образования направлена на сохранение и развитие налогового потенциала города, сохранение социальной направленности бюджета города и безусловное исполнение принятых расходных обязательств.
В следующем году мы планируем получить около 4 млрд 559 млн рублей. Это чуть меньше по сравнению с текущем годом.
Как обычно, доходную часть бюджета будут формировать собственные доходы и безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов. Напомню, собственные доходы — налоговые и неналоговые доходы, которые составляют 41 % от общего объема доходов бюджета: в следующем году планируем получить 1 млрд 870 млн рублей. Безвозмездные поступления составят 2 млрд 688 млн.
Отмечу, 59 % всех денег, которые мы получаем из других бюджетов, это целевые средства. Они нужны, чтобы выполнять государственные обязанности и помогать оплачивать расходы города в рамках реализации муниципальных программ.
Расходы бюджета мы запланировали в сумме 4 млрд 659 млн рублей. Дефицит бюджета составит 100 млн. Закрываться он будет кредитами кредитных организаций и остатками средств на счете.
— Есть ли у бюджета 2025 года какие-то особенности?
— Да, есть. Принято решение о согласовании полной замены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности города дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, в связи с чем рост налоговых доходов по отношению к уровню 2023-2024 годов повысится. Положительным фактором этой замены является то, что средства, полученные по дополнительному нормативу отчислений от налога на доходы физических лиц сверх объема расчетной денежной дотации, изъятию в бюджет субъекта Российской Федерации не подлежат и направляются на финансирование мероприятий города. В результате город получает дополнительные поступления в бюджет. Таким образом, такая замена является для муниципального образования своеобразным стимулом по принятию всех мер по собираемости данного доходного источника.
— Приятно отметить, что пятилетняя динамика показывает рост городского бюджета. Как это достигается?
— Вы правы, за последние пять лет доходы бюджета увеличились на 51 %, расходы — на 66 %.
В основном это связано с увеличением объёма безвозмездных поступлений из окружного бюджета. Влияет на рост доходного потенциала и повышение качества администрирования доходов, и снижение недоимки по налоговым и неналоговым поступлениям.
Если говорить о безвозмездных поступлениях, то, к примеру, в этом году город получил серьезные субсидии:
— 137 млн — на реконструкцию центральной городской площади и части улицы Ленина от перекрестка с Солнечной улицей до перекрестка с улицей Дружбы народов. Этот объект для благоустройства наши горожане выбрали в ходе рейтингового голосования в рамках программы «Формирование комфортной городской среды». Данный проект внесен и в Карту Развития Югры;
— около 19 млн — на благоустройство мемориального комплекса «Сквер Памяти», включая Аллею Памяти;
— более 45 млн — на приведение автомобильных дорог местного значения в нормативное состояние;
— 149млн — на подготовку к осенне-зимнему периоду. Кстати, в 2025 году из бюджета округа на эти цели мы планируем получить 220 млн.
Кроме этого, мы также получим субсидии:
— 33,3 млн — на возмещение ресурсоснабжающим организациям недополученных доходов в связи с применением понижающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг;
— 108 млн — на строительство автомобильной дороги в микрорайоне 4а;
— 23,8 млн — на модернизацию коммунальной инфраструктуры;
— 15 млн — на оснащение Библиотечно-информационного центра современным комплексным оборудованием в рамках проекта по созданию модельной библиотеки;
— 10 млн — на оснащение образовательных учреждений в сфере культуры музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами.
— Что с национальными проектами и муниципальными программами?
— Реализация национальных проектов на территории города продолжится. В следующем году мы будем участвовать в пяти региональных проектах – «Педагоги и наставники», «Семейные ценности и инфраструктура культуры», «Модернизация коммунальной инфраструктуры», «Формирование комфортной городской среды», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — входящих в состав четырех нацпроектов: «Образование», «Культура», «Жилье и городская среда», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». На эти цели в 2025 году запланировано 150 млн рублей.
Что касается муниципальных программ. Программный метод остается в основе проектирования бюджета. На реализацию муниципальных программ в 2025 году предусмотрено почти 4 млрд 600 млн рублей. Но есть новации. Мы переходим на новую систему формирования и управления муниципальными программами. Муниципальные программы, вступающие в силу с 2025 года, приняты с учетом достижения национальных целей, обозначенных в указе президента Российской Федерации. Реализовываться они будут на основе проектного принципа управления по аналогии с нацпроектами. Для этого была изменена структура муниципальных программ, разграничены проектная часть с выделением региональных и муниципальных проектов и процессная часть.
— Сохранит ли городской бюджет социальную направленность?
— Безусловно сохранит: 69 % всех расходов — это расходы на образование, культуру, физическую культуру и спорт, социальную политику. Средства будут направлены на обеспечение качественной работы учреждений, укрепление их материально-технической базы, организацию летнего отдыха детей, обеспечение питанием школьников, обследование муниципальных учреждений с целью заявиться на участие в государственных программах, позволяющих провести капитальный ремонт.
В соответствии с указами президента и в рамках индексации на 4 % с 1 октября 2025 года оплаты труда иных работников учреждений, не подпадающих под указы главы государства, мы поддерживаем установленные значения по заработной плате работников социальной сферы.
Так что бюджет считаем социальным, здесь приоритеты города остаются неизменными.
— Благодарю за обстоятельный разговор.
Беседу вела Ирина СЕЛИВЕРСТОВА
97 Кб