ЗВЕЗДА ЛАНГЕПАСА.РУ
Воспитательная система Татьяны Букат
30-09-2020
Учитель начальных классов – об опыте, полученном за четверть века в профессии
«Учитель ответственен за создание среды, которая дала бы ребенку, кроме общения и получения знаний, самоощущение цельной личности, возможность всесторонне раскрыть индивидуальные способности и положительные черты характера», - считает учитель начальных классов школы № 4 Татьяна БУКАТ, отдавшая образованию 27 лет жизни.

Журналист:
- Татьяна Григорьевна, чему Вы учите детей в первую очередь?

Татьяна БУКАТ:
- Самостоятельности. Ребенку необходимо дать возможность самому принимать решения и проявлять инициативу, не ожидая каких-либо указаний от окружающих. Учу ответственности. Необходимо поощрять и поддерживать в ребенке стремление выполнять обещания, соблюдать договоренности и установленные сроки, придерживаться правил и отвечать за свои поступки при любых обстоятельствах. Учу быть целеустремленными. Уже со школьного возраста в ребенке необходимо развивать умение ставить четкие цели и достигать их.

- Что еще в этом списке?

- Нестандартное мышление. Необходимо всячески стимулировать любую творческую активность ребенка – в дальнейшем это поможет ему находить нестандартные решения проблем и смотреть на привычные вещи и явления под разными углами.

Кроме сказанного, важно выработать в ребенке и «иммунитет» к неудачам. Школьный период – время взлетов и падений, первых побед, но также и первых разочарований. Учитель играет важную роль в развитии у ребенка стойкости к неудачам, умении анализировать их причины и принимать правильные решения для их устранения.

Важна и любовь к чтению. На мой взгляд, именно в школьные годы в ребенка следует закладывать уважение к книгам, объяснять их безусловный вклад в развитие у человека кругозора, умения анализировать и осмысливать информацию. С другой стороны, книги тоже выполняют важнейшую воспитательную функцию.

- Назовите ключевые принципы Вашей воспитательной системы.

- Увлекать и воспитывать собственным примером – первый принцип. Ребенок в начальной школе – это наблюдатель, который подсознательно подмечает любые детали: от представительного внешнего вида учителя до манеры общения, отношения к собственным обязанностям и реакций на происходящие события. Поэтому педагогу необходимо быть требовательным в первую очередь к самому себе, а уже во вторую – к ученикам.

Еще один принцип - индивидуальный подход к каждому ребенку. Принимаю ребенка таким, какой он есть, и исходя из этого строю свою работу с ним.

Один из ключевых аспектов успешной работы с моими учениками - тесное взаимодействие и сотрудничество с родителями. Мой личный опыт и опыт моих коллег показывают, что правильно выстроенный диалог позволит сделать их не только желанными гостями в классе, но и ценными помощниками и единомышленниками.

- Какие направления воспитательной работы Вы считаете для себя приоритетными?

- Духовно-нравственное и художественно-эстетическое. Это благодатное поле для самовыражения каждого отдельного ученика. И Инструменты здесь можно использовать самые разные. Творческие конкурсы, праздники, тематические классные беседы, экскурсии, коллективная проектная деятельность. Каждое проведенное мероприятие оценивается с точки зрения его успешности, обсуждаются недостатки и пути улучшения. Такие активности дают возможность каждому ребенку, с одной стороны, заявить о себе, а с другой – принять участие в процессе достижения общей цели, сплотиться и сблизиться с товарищами, осознать ценность дружеского общения.

- Что, на Ваш взгляд, является изюминкой в Вашей воспитательной работе?

- В своей работе я активно использую занятия театром. Актерская игра способна максимально раскрыть ребенка и дать сильный толчок к его самовыражению. Через игру на сцене ученик не только познает мир и самого себя через эмоции, но и расслабляется, расставляет по полочкам чувства и мысли и, наконец, по-настоящему отдыхает от бесконечной череды уроков и домашних заданий. Кроме того, занятие театром - это общение между детьми. Возможность «менять маски», вживаться в ту или иную роль позволяет детям в буквальном смысле прожить несколько жизней и через чужие ошибки научиться принимать верные решения. Театр в жизни школьника – это уникальная возможность побороть свои комплексы, волнение, неуверенность в себе и страх выступать перед публикой. Ребенок, прошедший через школу театра, никогда не будет бояться высказать свое мнение, громко заявить о себе на пути к успешной карьере, дать достойный отпор обидчику. Вместе с тем его душа будет способна тонко чувствовать, вдохновляться мелочами и сопереживать, ведь театр – это не только досуг и борьба со страхом сцены, но и нравственное воспитание.

- Напутствие учителя начальных классов Татьяны Букат тем, кто только начинает свой педагогический путь.

- Вместе со своими учениками иду по пути их взросления не как наблюдатель, а как участник. Стараюсь сочетать разумную требовательность с пониманием и теплотой. И всегда помню, чтобы воспитать в ученике яркую незаурядную личность, нужно, в первую очередь, самой быть такой личностью. Призываю вас помнить об этом, уважаемые коллеги!
Больше материалов