ЗВЕЗДА ЛАНГЕПАСА.РУ
Как избавиться от «перетопов» в квартирах жилых домов?
7-04-2019
Тема теплоснабжения жилфонда остается актуальной
Наступление межсезонья для большинства собственников жилья в многоквартирных домах связано с такой проблемой как «перетопы», то есть в двух рядом стоящих домах, к которым теплоноситель идёт по одной трубе, собственники квартир в одном могут чувствовать себя комфортно, а в другом изнывать от жары.

Всё дело в организации теплоснабжения и теплораспределении. В условиях магистральной теплосети нет возможности оперативно реагировать на такие скачки в каждом отдельно взятом доме.

В ходе «круглого стола» по вопросам ЖКХ, который состоялся в Лангепасе по инициативе депутата Думы Югры Андрея Филатова и при поддержке главы города Бориса Сурцева, лангепасцы озвучили эту проблему. Решение данного вопроса было взято на контроль. Уже сегодня в двух домах на Парковой улице запущен пилотный проект по уменьшению коммунальной платы в связи с экономией потребления тепловой энергии.

В чем суть проекта?

Согласитесь, логичнее менять параметры тепла не извне, а внутри дома. Для этого нужен «умный» механизм, который автоматически определит необходимый дому объем теплоэнергии в данный момент времени и отсечет лишнее тепло в случае, если это будет необходимо. Такие приборы называются автоматизированными тепловыми пунктами. Их устанавливают во многих субъектах Российской Федерации. Делается это и в Югре. Правда, речь идет больше о социальных объектах: школах, детских садах.

Решение опробовать этот механизм в многоквартирных домах было принято в нашем городе.

«Оговоримся сразу: ошеломительных результатов по экономии мы не нашли ни в одном из представленных примеров. Рассчитывать на то, что эта новинка сразу многократно сократит затраты на тепло, не нужно. Но тренд на разумное снижение оплаты избыточного тепла мы решили поддержать, - отмечают специалисты УК «Доверие», которая выступает одним из участников пилотного проекта по энергосбережению. - В большинстве изученных нами практик подобное техническое решение - инициатива самих жильцов: они проводят собрание, принимают решение, оплачивают приобретение и установку оборудования. С самого начала это нас не устраивало. Ведь, согласитесь, мы, как и вы, практического опыта в этом вопросе не имеем. О целесообразности эксперимента можем судить лишь по опыту других территорий. А рисковать интересами жильцов, на наш взгляд, неверно».
Все расчеты максимально прозрачны и отображены в счетах-извещениях
Сегодня уже определен инвестор, который готов взять на себя затраты на приобретение и установку автоматизированных ИТП (индивидуальный тепловой пункт). Это ООО «Энергосервис-Югра». Ему нужно будет возвращать часть вложенных средств. Но только из полученной экономии. Если за счет установленных приборов удалось сократить оплату теплоресурса, часть суммы экономии пойдет инвестору, часть - жильцу. В случае отсутствия экономического эффекта - жильцы ничего не платят энергосервисной компании.
Возвращая малыми частями энергосервисной компании стоимость оборудования, жители в любом случае делают это с экономии, а не за счет дополнительных средств, как это происходит сейчас при оплате общедомовых приборов учета тепла
Преимущества и экономический эффект

В домах с автоматизированным ИТП есть возможность брать тепла ровно столько, сколько нужно для комфортного проживания. Это сокращает объем потребленного теплоресурса и, соответственно, уменьшает сумму оплаты. Большая часть полученной экономии возвращается инвестору, который за свой счет приобрел и установил оборудование в рамках энергосервисного договора. Четверть от этой суммы - чистая экономия жителя.

На первый взгляд, немного, но в годовом исчислении сумма экономии должна быть существенной.
Через семь лет оборудование переходит в собственность жильцов дома (если на то будет их решение), и вся экономия распределяется между жильцами
«Автоматизированный ИТП представляет собой комплекс оборудования, установленного в подвале многоквартирного дома. Его задача - регулировать и поддерживать в нужном диапазоне параметры теплоносителя», - комментируют специалисты ООО «Энергосервис-Югра. - Узел погодного регулирования автоматически уменьшает или увеличивает подачу теплоносителя в зависимости от температуры внутри помещений и наружного воздуха. Специальные датчики устанавливаются в нескольких квартирах (обычно это торцевые помещения на первом этаже – как правило, самые холодные в доме); они отвечают за то, чтобы температура не падала ниже установленной нормы (20-25 градусов тепла, в зависимости от типа помещения). В случае поступления жалоб жильцов на низкую температуру систему проверяют и приводят в соответствие».

Эксперты обращают внимание на то, что экономить в зимний период в Сибири практически невозможно: в морозы жителям необходим весь объем теплоресурса. Максимальная экономия приходится на периоды отопительного сезона, когда происходят резкие скачки температуры.

Первые результаты

Надо отметить, что в проект вошли не все дома Лангепаса. Сегодня, как мы сообщали в начале публикации, приборы ИТП установили в домах Парковая, 1 и Парковая, 5. Оборудование инвесторов уже отработало в марте в тестовом режиме, и жильцы по этим адресам видят экономический эффект. В квитанции-извещении добавилась еще одна строка, где можно отследить экономию в денежном выражении. Так, к примеру, собственники однокомнатной квартиры площадью 38,8 м2 заплатят за тепло, потребленное в марте, не 1971,77 рубля, а 1811,95 рубля, то есть на 159,82 рубля меньше. Экономия вышла меньше 12,5%, а это означает, что согласно энергосервисному контракту вся сумма остается у жителей. Инвесторы за прошедший месяц не получат возврата средств, вложенных в оборудование. В последующем, если экономия превысит 12,5%, то часть сэкономленной суммы собственники жилья должны будут оплатить инвесторам.
Если экономия действительно будет ощутимой и проект покажет свою экономическую целесообразность, то в течение года он должен охватить десять домов
Управляющая компания «Доверие», которая стала одним из участников проекта, контролирует соблюдение прав жильцов, в частности, их право на комфортную температуру. Поэтому если вы считаете, что после установки оборудования температура в квартире снизилась до неприемлемой, обращайтесь в управляющую компанию. По каждой заявке будет проведена работа с привлечением к процессу проверки обратившегося жителя.
Больше материалов