ЗВЕЗДА ЛАНГЕПАСА.РУ
Общественный и государственный контроль над ростом платы за коммунальные услуги
21-07-2020
Власти отслеживают ситуацию с тарифами на ЖКУ
По данным муниципальных образований Югры, с января по май 2020 года превышения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не выявлены.

Информация об установленных РСТ Югры тарифах на коммунальные услуги размещена на официальном сайте РСТ Югры.

Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – следит за правильностью определения размера и внесения платы граждан за коммунальные услуги, официальный сайт.

РСТ Югры следит за правильностью применения регулируемыми организациями установленных РСТ Югры тарифов при расчетах с потребителями данных услуг.

Акценты

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, включающей плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - плата за коммунальные услуги), рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), и тарифов на коммунальные услуги, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

Региональная служба по тарифам Югры (далее - РСТ Югры) устанавливает тарифы, в том числе на тепловую энергию, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, а также предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) и осуществляет контроль над правильностью применения регулируемыми организациями установленных тарифов при расчетах с потребителями данных услуг.

Изменение тарифов для населения происходит один раз в год - с 1 июля и ограничено индексами роста платы граждан за коммунальные услуги, устанавливаемыми правительством Российской Федерации и губернатором автономного округа.

Нюансы формирования тарифов

Формирование тарифов РСТ Югры осуществляется исходя из необходимых на расчетный период расходов на топливо, материалы, электроэнергию, амортизацию, ремонт и техническое обслуживание производственного оборудования, на оплату труда работников и прочие цели, отнесенные на соответствующий полезный отпуск услуги. При этом в составе тарифов учитываются только экономически обоснованные расходы, подтвержденные документами в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Ежегодное увеличение тарифов на регулируемые услуги обусловлено ростом тарифов на продукцию естественных монополий (газ, электроэнергия), уровнем прогнозной инфляции, поэтапным доведением заработной платы до уровня оплаты труда, установленного отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, реализацией производственных программ, программ комплексного развития муниципальных образований, заключенных концессионных соглашений, утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ.

Отсутствие роста тарифов на коммунальные услуги при предусмотренном федеральным законодательством росте его составляющих приведет к убыточной деятельности производителей коммунальных услуг, а также к снижению качества и надежности оказания коммунальных услуг, что недопустимо в условиях севера. При этом, начиная с 2014 года, действует механизм сдерживания роста тарифов на коммунальные услуги для населения в виде индексов роста совокупной платы граждан за коммунальные услуги, которые устанавливаются ежегодно.

Доступно для населения Югры

С учетом установленных органами власти ограничений для каждого муниципального образования автономного округа на 2020 год утверждены максимальные индексы роста платы граждан за коммунальные услуги (к декабрю 2019 года): с 1 января – 0 %; с 1 июля - от 3,6 % до 12 % (свыше 5,6 % - по решениям представительных органов муниципальных образований, принятых по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» и «д» пункта 46 постановления Правительства РФ № 400, в целях реализации Программы комплексного развития и соблюдения долгосрочных тарифов и (или) долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в рамках заключенных концессионных соглашений).

По оценкам Министерства регионального развития Российской Федерации, увеличение платы за коммунальные услуги на 2020 год является доступным для населения Ханты-Мансийского автономного округа. В среднем по Югре показатель отношения стоимости коммунальных услуг к среднедушевому доходу составляет 4,4 % и не превышает значение критерия доступности 8,6 %.

Нормативы потребления и понижающие коээфициенты

Применяемые при расчете платы нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются приказами Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики автономного округа (далее – Депжкк и энергетики Югры), за исключением нормативов накопления на твердые коммунальные отходы, которые устанавливаются органами местного самоуправления.

В связи с тем, что применение нормативов потребления коммунальных услуг по отдельным степеням благоустройства (наборам коммунальных услуг) приводит к увеличению платы выше размеров установленных предельных индексов, к нормативам потребления коммунальных услуг применяются понижающие коэффициенты, утвержденные приказами Депжкк и энергетики Югры. Информация о нормативах потребления коммунальных услуг и понижающих коэффициентах размещена на официальном сайте Депжкк и энергетики Югры – в разделе «Документы».

Механизмы контроля

- общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов РСТ Югры, касающихся тарифов, на официальном сайте службы: в разделе «Документы», подразделе «Общественная экспертиза», а также на интерактивном сервисе «Общественная экспертиза»;
- участие представителей общественности, прокуратуры и Федеральной антимонопольной службы на заседаниях правления РСТ Югры при рассмотрении вопросов, касающихся тарифов на коммунальные услуги;
- рассмотрение РСТ Югры обращений граждан в части роста платы за коммунальные услуги. (К сведению: с января по май 2020 года рассмотрено 51 обращение граждан, в том числе касающихся коммунальных услуг, факты превышения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не выявлены);
- рассмотрение на заседании правительства Югры с участием глав и исполнительных органов муниципальных образований, представителей общественности, в том числе муниципальных образований, плана мероприятий по недопущению необоснованного роста платежей граждан за коммунальные услуги и услуги, касающиеся обслуживания жилищного фонда, в автономном округе на 2020 год.

Об ответственности

Нарушение норм законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 14.6 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», и влечет за собой наказание в виде административного штрафа.

Следуем Плану

Для того чтобы не допустить необоснованного роста платежей граждан за коммунальные услуги и услуги, касающиеся обслуживания жилищного фонда, в автономном округе принят План мероприятий по недопущению необоснованного роста платежей граждан за коммунальные услуги и услуги, касающиеся обслуживания жилищного фонда (далее – План).

Во исполнение указанного Плана РСТ Югры осуществляет мониторинг применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях. Результаты мониторинга размещаются на официальном сайте РСТ Югры в разделе «Для граждан», подразделе «Плата граждан за коммунальные услуги», блоке «Мониторинг изменения платы граждан за коммунальные услуги».

На официальном сайте РСТ Югры размещен информационный инструмент, позволяющий гражданам обеспечить онлайн-проверку соответствия роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям.

Региональная служба по тарифам Югры
Больше материалов