Высокая миссия – собирать казну

В 2022 году исполняется 30 лет со дня образования Федерального казначейства.

8 декабря 1992 года, обычный день в истории страны, но необычный для ее финансовой системы. В этот день первый Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин подписал Указ №1556 «О федеральном казначействе», положивший начало действенной государственной бюджетной политике, эффективному управлению доходами и расходами в процессе исполнения бюджета Российской Федерации, повышению оперативности в финансировании государственных программ, усилению контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

В соответствии с Указом Президента в России должна была появиться единая централизованная система органов Федерального казначейства, включающая Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ и территориальные органы на местах – в республиках, краях, областях, автономных образованиях, городах и районах. По всей стране началась трудная и планомерная работа по созданию Федерального казначейства, которая по времени совпадала с одним из самых сложных периодов в истории государства.

Такого государства, как Советский Союз, занимавшего одну шестую часть планеты, больше не существовало. Возрождалась новая Россия, которая остро нуждалась в создании эффективной системы управления государственными финансовыми ресурсами. Нельзя сказать, что эта идея была горячо поддержана всеми. Не секрет, что тем, кто претворял Указ Президента в жизнь, порой приходилось сталкиваться с негативным отношением к нововведению, выслушивать скептические замечания относительно перспектив развития казначейства. Противников данной системы понять можно, а в их числе были и бюджетные организации: коренной ломке подвергались сами принципы организации исполнения бюджета, ограничивались возможности распоряжаться финансовыми ресурсами так, как некоторым хотелось. При этом надо учесть, что становление казначейской системы проходило в трудных условиях отсутствия методологической базы, которая была создана позже, в процессе развития.

Деятельность органов Федерального казначейства на  территории Ханты – Мансийского автономного округа – Югры началась 29 мая 1995 года в день образования Управления Федерального казначейства по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре (далее Управление).

Каждый год существования Управления – это отражение этапов развития централизованной системы Федерального казначейства.

На сегодняшний день можно выделить несколько этапов:

период 1995-1997гг. – этап становления, который связан с созданием элементарного порядка в учете и распоряжении средствами федерального бюджета. Создание на этом этапе централизованной системы органов Федерального казначейства в субъектах Российской Федерации обеспечило эффективное управление доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повысило оперативность в финансировании государственных программ,  усилило контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

Первым руководителем Управления был назначен Сергей Ефимович Фугаев, который до этого прошел хорошую практическую школу в финансовых органах города Ханты-Мансийска, в 2013 году Управление возглавила Анжелика Витальевна Цыганенко.

В 90-х годах подобное назначение могло озадачить любого, даже самого опытного финансиста, ведь новую службу приходилось создавать практически с нуля: не было ни кадров, ни помещения, ни полновесной нормативно-правовой базы, которая является для любого руководителя путеводителем в неизвестное.

Сергей Ефимович вспоминает: «Создать казначейскую систему по всему Ханты-Мансийскому округу было трудной задачей. К этому времени округ достиг лидирующих позиций в стране по добыче нефти, газа, а в 1993, Ханты-Мансийский автономный округ получил статус самостоятельного субъекта России и стал одним из самых молодых административно-территориальных образований страны.

   В то время создавалось много новых структур, и каждая испытывала дефицит в квалифицированных кадрах. Подобная ситуация сложилась и в Управлении, которое свою деятельность начинало с единственного кабинета в здании городской администрации по улице Дзержинского. Вскоре казначейство заняло несколько кабинетов в здании добровольного общества «РОСТО» по улице Чехова. Здесь оно находилось до тех пор, пока на центральной площади Ханты-Мансийска не выросло специально построенное здание, площади которого сегодня делят Управление и Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Но в народе оно больше известно именно как казначейство.

   В октябре 1995 года в городах и районах округа создали Отделения казначейства, пришлось решать вопросы создания материальной базы казначейства не только в окружном центре, но и на местах, договариваться с главами муниципальных образований о выделении помещений, оснащении их оргтехникой, оказании помощи в обеспечении квалифицированными кадрами.

   Значительную помощь в решении этих вопросов оказал первый губернатор автономного округа Александр Васильевич Филипенко, с пониманием отнеслись к нуждам  новой структуры и руководители на местах. Все это способствовало созданию окружной казначейской системы, которая играет важную роль в экономике одного из самых  динамично развивающих регионов России – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.»

Следующий этап – 1998-2007 г.г.: в этот период произошло создание полноценной нормативной правовой базы по всем направлениям деятельности казначейства.  Были приняты основные документы по учету доходов, по нормативам их распределения, по учету расходов, по бухгалтерскому учету, по ведению лицевых счетов. В 2002 г. начались работы по проекту «Модернизация казначейской системы Российской Федерации». С этого момента активизировалась работа по развитию казначейских технологий с тем, чтобы ведомство представляло собой современную структуру по уровню сервиса, по внутренним технологиям и инструментам.

В 2004-2005 г.г. казначейство начало осуществлять кассовое обслуживание бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, обеспечив не только каждому субъекту Российской Федерации, но и самому маленькому муниципалитету доступность банковских услуг и создание единого счета бюджета.

Следующим этапом стали 2008-2017 г.г., данный этап характеризуется тем, что казначейство трансформируется в информационно-ориентированную организацию. В современных условиях на передний план в деятельности органов Федерального казначейства выходит построение и развитие государственных информационных ресурсов. Управлением были  внедрены единые стандарты и технологические процедуры на многих направлениях деятельности всей системы Федерального казначейства, что снизило трудоемкость и трудозатратность процессов приема, обработки, санкционирования платежных документов по оплате денежных обязательств получателей бюджетных средств на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

  В рамках решения социально значимой задачи  по информированию граждан  округа из любой точки страны и мира о начислениях от государственных и муниципальных органов и  уплате платежей за оказание государственных и муниципальных услуг создана Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (далее ГИС ГМП).

 Казначейство так же стало оператором крупнейших государственных информационных систем, которые непосредственно связаны с управлением государственными финансами – управлением госзакупками и управлением бюджетной сетью через порталы www.zakupki.gov.ru и www.bus.gov.ru, единый портал бюджетной системы «Электронный бюджет» и т.д. Крайне важно, что бюджетная система оказывается все более широко представленной в виртуальном мире.

Наконец, в 2016 году был успешно осуществлен процесс передачи Казначейству России функций упраздненной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Результатом этого явилось наделение Федерального казначейства всеми полномочиями по контролю в финансово-бюджетной сфере.

 В настоящее время Казначейство России реализует крупные стратегические проекты, которые станут определяющими на ближайшее время. Самый масштабный проект – это переход на систему казначейских платежей, деньги сектора государственного управления фактически теперь сконцентрированы на едином казначейском счете, который аккумулирует всю ликвидность бюджетной системы, что позволяет повысить скорость доведения денежных средств до одного рабочего дня, как в бюджетную систему, так и из бюджетной системы в адрес граждан и организаций. Создан механизм казначейского сопровождения целевых средств, с открытием в казначействе лицевых счетов юридическим лицам и предпринимателям-получателям, который не дает возможности отвлечь ресурсы на какие-либо иные цели, кроме тех, на которые они предоставляются, что позволило радикально улучшить финансовую дисциплину. Активно осваивается технология  прямых социальных выплат гражданам за счет средств Фонда социального страхования на карту «Мир», что значительно ускорило получение данных выплат.

Деятельность Федерального казначейства сегодня направлена на интенсификацию работ по созданию условий для полного и обособленного учета государственных бюджетных и внебюджетных средств, соблюдения нормативов распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, эффективного контроля за целевым использованием средств федерального бюджета, субсидий и субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам, а также эффективного управления средствами федерального бюджета на едином счете Федерального казначейства.

Список проектов казначейства можно продолжать дальше.  Новых проектов становится все больше, а выполняемые задачи усложняются, но очень важно, что все проекты и дела носят системный комплексный характер, являются необходимыми для бюджетной системы и, что самое важное, вполне реализуемы.

История казначейства продолжается!

Добавить комментарий