Религия мира и гармонии

В мае в нашем городе побывал кандидат исторических наук, заведующий кафедрой Уральского государственного горного университета Алексей Старостин. Цель его визита в Югру, в том числе в Лангепас, – сбор материала для книги о вкладе мусульманских народов в освоение и развитие Ханты-Мансийского автономного округа.

Алексей Старостин побывал в Музейно-выставочном центре, ознакомился с архивами и музейными экспозициями, с удовольствием встретился с представителями мусульманской общественности Лангепаса, журналистами местных СМИ и специалистами городской администрации в стенах Соборной мечети Лангепаса. Участники этой встречи говорили о богатой истории освоения здешних земель, о вкладе нефтяников Татарии, Башкирии, Таджикистана, Азербайджана, Чечено-Ингушской республики в освоение и развитие Западной Сибири. Кроме этого, уделили время и роли традиционного ислама в развитии здорового во всех смыслах современного общества, а также поговорили о профилактике экстремизма и терроризма. В частности, эксперт отметил, что сегодня и мы живем в сложном и постоянно меняющемся мире, в котором проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма и терроризма стоит особенно остро. Старостин подчеркнул, что актуальность проблемы обусловлена в первую очередь тем, что эти явления посягают на права и свободы человека, основы конституционного строя России, ее целостность и безопасность.

В свою очередь лангепасцы рассказали, что в городе ведется большая и всесторонняя деятельность по профилактике экстремизма и терроризма. В том числе ее активные участники – священнослужители, представители традиционных конфессий. Их задача в данном направлении – разъяснительная работа и религиозное просвещение верующих.

Сегодня в продолжение темы мы предлагаем вам, уважаемые читатели, беседу о нормах традиционного ислама с имамом-хатыбом Соборной мечети Лангепаса Фаилем хазратом Салиховым.

— Фаиль хазрат, в чем заключается суть традиционной исламской религии? Каковы главные принципы ислама?

— Как следует из слов Пророка Мухаммада о путнике, томимом жаждой, человек, которого мучила жажда, встретил на своем пути колодец. Он спустился в него и напился. Когда выбрался из колодца, увидел пса, которого тоже мучила жажда, да так, что тот лизал влажную землю. Путник подумал: «Он хочет пить, как и я» и снова спустился в колодец, чтобы набрать воды для пса. За этот поступок Господь простил его грехи.

Дослушав рассказ, сподвижники Пророка спросили: «О, Пророк Мухаммад, получим ли мы награду за доброе отношение к животным?» Пророк, ответил: «Награда ожидает за добро к каждому живому существу».

Из этого рассказа понятно, что суть ислама и его главные принципы — это милосердие, мудрость, самопожертвование, благонамеренность, прощение и справедливость. Более того, Священное писание предписывает мусульманам быть ответственными за свой моральный облик перед людьми, исповедующими иные религиозные принципы, предписывает работать для их блага так же, как и для своего.

Кроме этого, ислам проявляет милость не только к людям, но и ко всем творениям Бога. Как следует из слов Пророка Мухаммада, даже с животными Господь запрещает жестокое обращение.

— Тогда как быть с джихадом? У большинства людей это слово ассоциируется с войной, войной, которую последователи веры, как они себя называют, ведут против других народов.

— Наши богословы трактуют джихад как усердие. Согласно нашему вероучению выражение «вести джихад» означает «усердствовать, прилагать старания». «Пророк Мухаммад разъяснил верующим, что «самый великий джихад – это джихад, который человек ведет с собственным естеством» – низменными, эгоистичными страстями, алчностью и другими отрицательными качествами своего характера.

Терроризм преследует своей целью насилие, убийство, войны, страдания и угнетение людей. Коран все это аттестует как величайшее бесчестие. Поэтому террористы, которые пытаются преподнести себя «служителями веры», вдвойне преступают границы дозволенного Аллахом, ибо совершают насилие и кровопролитие, используя при этом имя Господа и вводя людей в заблуждение.
Безусловно, наряду с идейными и духовными значениями слова «джихад» война, как способ физической борьбы, тоже считается джихадом. Но согласно повелениям Корана она может быть только оборонительной и вестись при строгом соблюдении моральных принципов ислама.

— Получается, что является искажением истины использование понятия джихада применительно к любым формам насилия, направленным против неповинных людей, то есть для оправдания террора. Как же тогда соотносить слова Пророка, что «самый великий джихад — это джихад, который человек ведет с собственным естеством» и действия террористов от ислама?

— Конечно, совершаемые в России, да и в других странах террористические акции никак не назовешь оборонительной войной. Мишенью террористов всегда становятся мирные люди, которые никоим образом не угрожают исламу. Больше того, выдвигаемые террористами требования не имеют к традиционному исламу никакого отношения. Даже если некоторые террористы искренне убеждены, что воюют за «ислам», они — первые нарушители шариата, который даже в ходе законной войны категорически запрещает убивать женщин и детей, а тем более стариков, священнослужителей и вообще всех невоеннообязанных.

56-й аят седьмой суры Корана строго запрещает нарушать общественный порядок: «Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок». Также четко в Коране, в 32-м аяте пятой суры, говорится, что убийство даже одного невинного человека равнозначно расправе над всем человечеством, поскольку оно подобно открытию пути, который полностью выводит ситуацию из-под контроля, в то время как спасение одной жизни равнозначно спасению всего человечества. Аллах говорит: «Кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям. Наши посланники уже явились к ним с ясными знамениями, но многие из них после этого преступили границы дозволенного на земле».

— К чему еще призывает ислам?

— Ислам призывает всех людей к добру и требует от нас делать полезные дела, быть примером для других на пути к добру и состязаться друг с другом в добрых делах. Из Корана мы узнаем, «что для достижения спасения в этом и вечном мирах необходимо совершать добродеяния. Наш великий Господь так благоволит в 77-м аяте суры «Хадж»: «О те, которые уверовали! Кланяйтесь, падайте ниц, поклоняйтесь вашему Господу и творите добро, – быть может, вы преуспеете». Мусульмане знают, как Пророк Мухаммад всегда от всей души и самоотверженно помогал тем, кто нуждался в материальной и моральной поддержке, всем сиротам, бедным и всем оказавшимся в нужде. Поэтому нам обязательно стоит задуматься о его исключительной щедрости, о его привычке тотчас раздавать нуждающимся все, что оказывалось у него на руках. Ведь он делился с окружающими даже предложенной ему едой и никого не отпускал с пустыми руками».

— А что же все-таки является фундаментом веры?

— Ислам призывает верующего быть добрым ко всему: к себе, родителям, семье, детям, животным, ко всему живому и неживому, ко всем творениям Аллаха. «Пророк сказал: «Доброта всегда украшает собой то, в чём она есть, а когда что-то лишается доброты, это неизбежно приводит к бесславию». Пророк Мухаммад был добрым человеком и оставил нам ярчайшим пример того, как следует вести себя в обществе, относиться к близким людям.

Но добрые дела должны доставлять нам удовольствие. Отдавая что-то другим, помогая в чём-то, мы не должны ожидать награды или ответной реакции. Даже слова «спасибо» мы не должны ждать. Это и есть настоящая доброта. Этому мы учим наших верующих, и в первую очередь молодежь. Это необходимо, потому что именно молодые люди наиболее чувствительны ко всем социальным и политическим изменениям. Они остро реагируют на то, что им кажется несправедливым, на то, что не совпадает с общим мнением, зачастую навязанным псевдогероями из телевизора или Интернета. Мы, священнослужители, постоянно устраиваем и участвуем в различных благотворительных акциях, городских мероприятиях, встречаемся со школьниками и студентами колледжа. Вместе со специалистами городской администрации проводим различные беседы с верующими. И работа эта будет вестись всегда, ведь наша задача – спасать человеческую душу от зла.

Беседу вела Елена ТАРАСОВА

169 Кб